>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Ассоциация профсоюзов
БЕЛОРУССКИЙ КОНГРЕСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ


>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ)
Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
>БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)

БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)
   


ЖРЕЦЫ МОЛОХА



28 апреля – международный день памяти погибших и пострадавших на производстве (по версии МОТ – день охраны труда). Гибель человека на производстве так и не стало в государстве чрезвычайным происшествием. Погиб человек и забывают о нем, о его семье... Памяти погибших на производстве посвящается эта статья.


Участки монтажа, шлифовки и полировки футляров (корпус N2), где размещалось пять технологических линий были разрушены, завалены взорванными железобетонными плитами перекрытий, разбросанным технологическим оборудованием. Фундамент цеха, возведенный на шестиметровых железобетонных опорах, был практически снесен. Кирпичная стена, протяженностью 100 метров, оказалась полностью разрушенной, кирпич валялся далеко от здания. Все покрылось слоем льда, кое-где тлели коробки от футляров, с двух сторон, западной и восточной, с помощью кранов, бульдозеров и другой техники, расчищались подступы к разрушенному зданию. Из-под завалов вытаскивали трупы. Десятками! Их укладывали неподалеку. От многих почти ничего не осталось. Когда людей откапывали, многие из них были покрыты льдом и примерзли. Это случилось, потому что после взрыва сюда примчались пожарные машины. Огня не было, но на всякий случай, не подумав, в двенадцатиградусный мороз пожарники обрушили из брандспойтов на разрушенный цех мощные ледяные струи воды, стоившие жизни нескольким десяткам человек. Спасательные работы не прекращались несколько суток", – так описывали произошедшее очевидцы одной из самых жутких производственных катастроф, случившихся на территории Беларуси, да и всего бывшего Союза – аварии в цехе футляров Минского радиозавода 10 марта 1972 года. В результате аварии погибло более ста человек, 250 были ранены. Это официальные данные. На то время в цехе в три смены работало 1900 человек.

Позднее эксперты оценили силу взрыва от 700 до 1000 килограммов в тротиловом эквиваленте, что соответствовало взрыву 280-400 килограммов мелкодисперсной пыли полиэфирного лака, которая получилась при шлифовке и полировке радио и телевизионных футляров. Эта пыль, из-за просчетов в проектировании и строительстве, безответственной эксплуатации вентиляционных систем, скопилась в подвале цеха. Можно сказать, что с самого ввода цеха в эксплуатацию люди, работавшие там, были обречены. Но кто о них думал, когда нужен был план? Ведь свыше спрашивали не за здоровье и жизнь людей, а только за выполнение плана, достижение производственных показателей. В те времена, да и сейчас в полной мере сохраняется одна производственная идеология – идеология жрецов Молоха. Молоха – этого библейского божества, которому приносили в жертву людей. Разве сейчас в Беларуси вспоминает об этой трагедии, кто – либо, кроме родственников погибших? Государственным чиновникам нет дела до погибших, они слуги Молоха!

Через 14 лет, один месяц и 16 дней после минской аварии произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая стала полномасштабной трагедией белорусского народа. Жертв этой техногенной катастрофы трудно сосчитать, их тысячи. По некоторым данным радиационное облучение получили 8 миллионов человек, погибло 714 487 человек.

25 октября 2010 года на предприятии СООО "Пинскдрев – ДСП" произошел взрыв и пожар. Погибло14человек, стали инвалидами трое. Эта самая крупная промышленная авария за несколько последних десятилетий. Власть среагировала на массовую гибель людей только на третий день, а по республике даже не был объявлен траур.

Всего за годы Афганской войны (1979-1989гг.) на полях сражений советские войска потеряли убитыми 15 тысяч человек. За этот период в мирном производстве в Союзе погибло не менее 80 тысяч человек. Тех, кто утром шел спокойно на работу, а не в бой, даже не предполагая, что это его последний день и час.

С 1980 года мне приходилось заниматься вопросами защиты человека на производстве от жрецов Молоха, от тех, кто, организуя производство, оказываются, одни – в силу обстоятельств, другие – из-за безответственного отношения, третьи – из-за стремления к выгоде, виновными в гибели людей.

Все для производства! Так строилась и строится основа трудовых отношений на Западе и на Востоке, и при капитализме, и при том "псевдосоциализме", в котором нам пришлось пожить. Все действия, все поведение капитала описывается формулой К.Маркса, которую можно представить так: нет такого преступления, на которое не пойдет капитал. Сдерживающий фактор действий капитала всегда определяется только размером получаемой прибыли. В России олигарх Прохоров уже добивается 60-и часовой рабочей недели! Правда, есть еще один сдерживающий фактор – это борьба рабочих за свои права. Аналогичное можно сказать и о производственной бюрократии, этой производной капитала, которая в капиталистические и советские времена руководствовалась и руководствуется одним принципом – выслужиться перед богатыми и сильными мира сего, выполнить их задание. Все для производства, а что для сохранения жизни человека, в последнюю очередь, как-нибудь, по остаточному принципу. И полнейшее расхождение слов с делом. На словах, в проектах – одно, а на практике, на деле все оборачивалось по-другому. Вводились цеха, целые производства без вентиляционных систем, т.е. они бы "в натуре", но как всегда не работали или работали крайне не эффективно, в конце концов, их выключали, резали и выбрасывали, часто ничего так и не придумав для защиты здоровья и жизни рабочего. Подобное было и с другими системами, которые должны были защищать рабочего, но не служили делу получения прибыли или выполнению задания. И хозяева, и руководители производства невольно пополняли ряды жрецов Молоха, заставляя работать рабочих в условиях, не совместимых с жизнью и здоровьем людей, заведомо зная, что работникам наносится непоправимый вред.

За сорок лет работы на производстве и в сфере защиты интересов человека труда я сделал для себя один главный вывод: все несчастные случаи в 97,5 процента зависят и обусловлены организацией дела и отношением к людям на производстве.

В последние годы положение на предприятиях промышленности, на производстве в смысле охраны труда и защиты здоровья людей ухудшается. Рабочим во многих цехах и производствах приходится постоянно в осенне-зимний период работать в условиях низких, а часто и минусовых температур, в жару и летний зной – без эффективно действующих вентиляционных систем. Приходят в упадок даже те системы, которые раньше работали. Поэтому, несмотря на падение объемов производства, количество травматизма и смертельных случаев не снижается.

За период 1990-2010 г.г. погибло на производстве в Беларуси более 6 тысяч человек. А у скольких людей Молох производства отнял здоровье, раньше времени свел в могилу? Сколько инвалидов труда влачат жалкое существование, и практически выброшены из нормальной жизни? Десятки, сотни тысяч, а может быть и весь миллион! Ведь ежегодно даже при нашей системе выявления профзаболеваний эта армия потерявших навсегда здоровье из-за производства пополняется на 300-400 человек. А сколько рабочих не дожили даже до пенсии по причине так называемых "общих заболеваний", хотя все они, болезни, в той или иной форме – проявление последствий производственной деятельности.

Как же защитить людей, как сохранить их жизнь и здоровье на производстве? Что для этого надо?

На мой взгляд, надо в первую очередь повернуть путь развития государства на нормальное направление, вывести его из тупика. Демократия, в том числе и производственная, законность, соблюдение прав и свобод человека, защита и обеспечение прав трудящихся в соответствии с международными нормами и стандартами – вот та основа, на которой должна базироваться вся работа по сохранению жизни и здоровья людей. Важнейшей частью этой работы является создание Государственной системы охраны труда и здоровья граждан на производстве. Закона "Об охране труда" в Беларуси был принят в 2008 году. В Швеции Закон "Об охране труда" и ряд с ним связанных законов по защите человека на производстве был принят в 1905 году. Вот, насколько мы отстали в организации охранного дела. Если бы не разгон Верховного Совета ХIII созыва президентом Лукашенко, Закон "Об охране труда" был бы принят в 1996 году. А он был значительно лучше в отношении защиты работника. Но в нашем государстве при существующей авторитарной власти нет дела до таких законов. При таких законах не организуешь "битвы за урожай" или что-нибудь подобное, при таких законах надо уметь организовывать дело спокойно, квалифицированно, чтобы и результат был, и люди были здоровы, и с хорошей зарплатой. При нынешней власти ничего подобного просто не может быть!

Для того чтобы создать эффективную систему охраны труда, надо производство отделить от государства. В настоящее время есть Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. На государственных предприятиях он, этот департамент, в основном защищает интересы работодателя, а не наемного рабочего. Особенно если разбирается острый и принципиальный вопрос ответственности работодателя.

Сколько раз мы с этим сталкивались!

Нынешняя система аттестации рабочих мест, которая утверждена Правительством, направлена не на защиту человека труда от вредных факторов, а скорее на то, как снять с работников, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, льготы по пенсионному обеспечению, как сократить компенсации за работу в условиях труда, наносящих вред здоровью. Возражения профсоюза против такой методологии, которая в значительной степени базируется на упомянутой мной "идеологии жрецов Молоха", остались не принятыми. И профсоюз через судебные иски пытается сейчас защитить тех людей, которые из-за правительственных решений, остаются "у разбитого корыта", проработав десятки лет во вредных условиях труда, не могут уйти на пенсию в соответствии со Списком вредных и опасных профессий. Несправедливость очевидна. Люди, "вкалывающие" в тяжелых и вредных условиях труда, получающие за это зарплату значительно выше, чем рабочие в нормальных условиях, уходя на пенсию, оказываются в равных условиях, получая тот пенсионный мизер, который им отпускает государство.

Вредность, в какой бы концентрации и виде она ни присутствовала, несет в себе крайне опасный потенциал для здоровья. При этом люди не одинаковы, с разным уровнем защитных сил организма. А учитывают ли аттестационные вредности это? Нет! Поэтому надо вырабатывать новые методы оценки вредности и опасностей на производстве со 100-1000% гарантией защиты. Важны организационные основы построения системы охраны труда в государстве. Должна быть двухсторонняя система: на одном уровне – государственная система охраны труда и защиты здоровья, на другом – системы охраны труда, созданные работодателями и профсоюзами.

Порочна система, при которой профсоюзы наделяли правом государственного контроля охраны труда, как это было в советские времена. Техническая инспекция профсоюзов практически не могла в серьезных случаях защитить интересы рабочих, потому что была государственной и не могла не подчиняться государственно-партийной бюрократии. И интересы рабочего весьма часто предавались такими защитниками. Поэтому надо создавать новый тип профсоюзной технической инспекции, которая защищает интересы только рабочего, только работника наемного труда и ни в каком виде не входит в положение работодателя. Чтобы эта профсоюзная инспекция могла нормально работать, она должна опираясь, в том числе, и на финансовые средства работодателей, изъятых у них по законодательству об охране труда, Тарифному соглашению и коллективным договорам. Кроме этого, каждый работодатель должен иметь свою мобильную службу охраны труда и техники безопасности, чтобы не допускать на своем предприятии несчастных случаев.

Вот такая комплексная система охраны труда позволит сохранить жизнь рабочего и защитить его здоровье на производстве. Если работодатель не может организовать и создать безопасные условия труда, внедрить у себя соответствующие технологии, то он не может по закону открывать предприятие и использовать на нем наемный труд. Пока же в государстве, в котором правит Лукашенко А.Г., выступая в образе главного жреца Молоха, нельзя ни надеяться, ни добиваться создания описанной здесь системы охраны труда и здоровья.

У меня есть все основания считать, что нынешняя власть равнодушна к жизни и здоровью рабочих и работников на производстве. Под давлением администраций всех уровней, из Генерального и тарифных соглашений, коллективных договоров выброшены самые эффективные и самые неприятные для работодателей пункты экономической защиты работающих. Это большие денежные компенсации за нанесенный моральный и материальный ущерб при гибели и потери здоровья работника на производстве.

Еще жрецы Молоха не любят, когда им напоминают о жертвах. Долгое время мы добивались, чтобы в республике был введен официально, как это сделано во многих странах, "День памяти погибших и пострадавших работников". Следует уточнить, что в этих странах, такой день введен не по доброй воле, а по требованию и под давлением профсоюзов. Там люди труда научились себя защищать сами, понимая, что ничего не приходит в этом мире само без борьбы. У нас же все ждут, что придет дядя и все даст. Вот один пришел, и тем, кто привык жить на подаяние, дал мизерную пенсию, свободным же людям надел кандалы в виде краткосрочных контрактов.

Международная организация труда, поддержав профсоюзы, объявила 28 апреля Днем охраны труда.

Главным в объявлении Дня охраны труда мы видим то, чтобы никогда не были забыты те, кто погиб на производстве или потерял там здоровье. И эта память должна нас, профсоюзных лидеров и активистов, заставлять становиться честнее и принципиальнее в защите людей труда, в противодействии любым формам проявления "идеологии Молоха". "Пепел Клааса стучит в моем сердце" – говорил Тиль Улиншпигель, поднимая народ Нидерландов на борьбу за право на жизнь. Так и для профсоюзных вожаков память о погибших должна служить формированию их активной и принципиальной позиции при требовании от администрации создания нормальных условий труда.

Память, постоянная память о погибших и пострадавших на производстве позволит тем, кто организует производство сверху донизу и ответственен за жизнь и здоровье людей на производстве, избавляться от "идеологии Молоха" и делать все необходимое, чтобы безопасный труд становился самовыражением человека и приносил ему как материальное, так и моральное удовлетворение.

Александр Бухвостов

www.alex_bukhvostov.livejournal.com




25.04.2011




   |   версия для печати


ТОП НОВОСТИ

   Все новости »


Б Л О Г
АЛЕКСАНДРА
ЯРОШУКА
Личное мнение профсоюзного лидера
Читать блог »
Блог Александра Ярошука


Всемирный день борьбы за достойный труд









Белорусский независимый профсоюз (БНП)
Свободный профсоюз - Полоцк
Свободный профсоюз металлистов
Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
Mojazarplata.by








Белорусский независимый профсоюз (БНП) Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ)




Главная  |  Визитная карточка БКДП  |  Архив новостей  |  Фотоархив   |    Контакты

Все права защищены. При перепечатке материалов, активная ссылка на сайт обязательна.
© 2002-2019 | Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (АП БКДП) | bkdp.org
  220095, Республика Беларусь, г.Минск,
ул.Якубова, 80-80, офис.2,
E-mail:
Т.ф. +375 (17)2148905 (06)

  Rating All.BY

SEO: CMS Status-X