>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Ассоциация профсоюзов
БЕЛОРУССКИЙ КОНГРЕСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ


>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ)
Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
>БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)

БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)
   


Александр Ярошук: Социальные взрывы организуют не бедные и нищие, а люди с достатком...


Александр Ярошук: Социальные взрывы организуют не бедные и нищие, а люди с достатком...
   Почему демократическим силам не стоит участвовать в предстоящей парламентской кампании? Когда в оппозиции появятся новые лидеры? Стоит ли жалеть белорусских бизнесменов, оказавшихся на нарах? Какие сегодня настроения среди рабочих и директорского корпуса? и многие другие актуальные вопросы "Народная воля" обсудила с бывшим чиновником, а ныне председателем Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александром Ярошуком. Кстати, уже сегодня он мог бы получать пенсию госслужащего, но…

   Игра и бизнес

  -- Сегодня одна из самых обсуждаемых тем – аресты известных бизнесменов, в свое время приближенных к Лукашенко. По-вашему мнению, почему это происходит?
 

   -- Причины лежат на поверхности, носят исключительно субъективный характер и связаны со специфическими особенностями личности несменяемого белорусского президента. И, конечно, с человеческой недалекостью и наивностью тех бизнесменов, кто в свое время неосмотрительно решился стать «особой, приближенной к императору». Многие из них сполна поплатились за приобретение своего особого статуса «кошелька»,  другим, наивно полагающим, что их-то как раз пронесет, еще предстоит исполнить роль жертвенных ягнят. Ну не верить же, в самом деле, басням КГБ о том, что  пользующиеся абсолютным доверием высшей власти бизнесмены выводят миллионы за пределы страны. Чиж что, в одночасье обезумел или захотел стать самоубийцей?
 
   -- Вы очень жестко критикуете белорусский бизнес: «В Беларуси нет национального бизнеса как субъекта экономической политики. Есть группа людей, занятых в этой сфере, которые за 20 лет мимикрировали и приспособились».
 
   -- Прежде всего, я критикую правящий режим. Критикую за то, что он не дал возможности по – настоящему стать на ноги и развиться национальному бизнесу. Сегодня белорусская экономика в тяжелом кризисе, и нет иного пути выхода из него кроме как через ее либерализацию, проведение структурных реформ, в том числе осуществление приватизации. Кто ее будет проводить в стране в отсутствие национального бизнеса? Российский, турецкий, арабский и еще Бог знает какой? Я считаю это преступлением власти перед белорусским народом и будущим страны.
 
   Но отсюда вытекает и вина отечественного бизнеса. Он так и не заявил о себе как о субъекте экономической политики и не обозначил своей  гражданской позиции. Понимая при этом, что при проводимой властью политике не будет будущего ни у национального бизнеса, ни у страны. А ведь это одна из самых пассионарных, активных и влиятельных групп элиты, которая могла бы стать серьезным фактором давления на власть с целью понуждения ее к экономическим и политическим переменам. Вместо этого бизнес выбрал роль сервильного придатка власти, или, попросту говоря, предпочел место у государственного корыта.
 
   -- Молодой бизнесмен Антон Ярошук, который входит в топ самых успешных молодых бизнесменов, случайно не ваш сын?
 
   -- Я, конечно, не последний в стране мастер по производству сыновей (у меня их трое), но к появлению на свет Антона ни рук, ни каких-то других частей тела не приложил. Но, тем не менее, рад за его успехи хотя бы потому, что Ярошук  - не самая плохо звучащая в нашей стране фамилия. В отличие от некоторых других…
 
  -- Ваши сыновья как зарабатывают себе на жизнь?
 
   -- Не бизнесом, и причины, думаю, понятны. Хотя я и сам не бизнесмен, и двое из троих сыновей тоже настоящего таланта бизнесменов не имеют. А третий им не обделен, но еще 10 лет назад он был вынужден уехать из страны, живет с семьей в Нью – Йорке, и в общем и целом не бедствует.
 
   Куда смотрят профсоюзы?
 
   -- Александр Ильич, вы сами говорите, что в стране острый социально-экономический кризис. Можете объяснить, почему, несмотря на сложную ситуацию, совершенно не слышно голоса профсоюзных лидеров. Как вы это можете объяснить?
 
   -- Только тем, что ситуация для подачи этого голоса не созрела. А делать  заявления, когда они не вытекают из ситуации, лишено смысла.
 
   -- На днях на вашем сайте читала заметку о том, что Свободный профсоюз металлистов провел на столичной площади Бангалор пикет против обнищания трудящихся и пенсионеров. Пришло около 30 человек. Профсоюзный лидер Александр Бухвостов комментирует: «У народа появился спрос на протест». Вам не смешно?

 
  -- Это как раз к теме, что ситуация еще не созрела. Когда с руководителями независимых профсоюзов мы обсуждаем стратегию и тактику действий в условиях острого социально-экономического кризиса, мы неизменно приходим к выводу, что организовать и провести сегодня многочисленные акции протеста рабочих невозможно, а малочисленные нет смысла, и мы их пока не планируем. Александр Бухвостов совместно с коллегами с СПМ решил провести  малочисленный пикет против обнищания трудящихся и пенсионеров. Я бы его не проводил, но Свободный профсоюз металлистов и Бухвостов решили иначе. Что ж, это их решение, и, не поддерживая его, не считаю также правильным его осуждать.
 
  -- Правда, что независимые профсоюзы намерены какой-то акцией отметить 25-ую годовщину выступлений рабочих в Минске?
 
  -- По этой же причине вопрос о проведении акции в ознаменование 25-летия выступлений рабочих Минска остается открытым – незачем вызывать преждевременные роды, тем более в ситуации, когда неизвестно, беременна ли  Беларусь переменами. Пока получаемые нами от трудящихся сигналы не позволяют утвердительно ответить на этот вопрос.
 
  Но что мы точно планируем и проведем, так это собрание тех, кто четверть века назад вывел людей на улицы и площади Минска. Может быть, не совсем ожидаемо для себя, и уж точно совершенно неожиданно для тогдашней власти. Она могла ожидать подобное в любом другом месте Советского Союза, но никак не в тихой, спокойной, не революционной, как казалось, Беларуси. Но таковы мы, таковы белорусы, и я бы не спешил, подобно некоторым, ставить крест на способности нации освободиться от внутренней оккупации и осуществить в стране долгожданные перемены.
 
-- Вы говорите, что сейчас  ситуация хуже, чем в 1991 году. А почему тогда рабочие публично не выказывают свое недовольство социально-экономической ситуацией?
 
   Нынешняя власть значительно более жесткая, чем та, что правила 25 лет назад. Тогда у людей уже не было страха, и я сам это видел, приходя в начале апреля 1991 года ежедневно на площадь Ленина. Кстати, формально оставаясь тогда по ту сторону баррикад, будучи заведующим отделом аграрной политики ЦК КПБ. Сейчас у рабочих присутствует реальный страх, работает система срочных трудовых контрактов, другие декреты и указы, сделавшие рабочего человека беззащитным перед монстром репрессивной машины государства. Все это позволяет удерживать рабочих от каких-либо активных действий, но хочу подчеркнуть – пока.
 
  -- Сегодня у многих упали доходы. Руководители некоторых коммерческих структур платят своим сотрудникам минимум. Госпредприятия работают неполную неделю, где-то отказываются от обеда, сокращают рабочий день. Как жить в таких условиях?
 
  Преимущество жесткой авторитарной власти и командно-административной системы управления в том и заключается, что она весьма длительное время способна контролировать ситуацию и не доводить до взрыва. Да, на многих предприятиях  платят минимум, работают по три-четыре дня в неделю, да, существенно упал размер зарплат, но она все же выплачивается, и выплачивается регулярно. Часто, особенно на стратегических предприятиях, платят зарплату только за то, что ты приходишь на работу. Как сказал мне один рабочий МАЗа, за два последних года ему стали болеть бока и образовались пролежни от бесконечного лежания на работе, но его 700 долларов ему платили ежемесячно. Другое дело, что такая практика добром не закончится. Но это уж выбор тех, кто стоит у руля государства.
 
  -- Вы наверняка бываете на предприятиях, общаетесь с людьми. Какие сегодня настроения среди рабочих и директорского корпуса?
 
  -- В апреле 1991 года я, переполненный эмоциями рабочих, возвращался с площади, шел к первому секретарю ЦК КПБ Анатолию Малофеееву и говорил, что надо коренным образом менять всю партийную и государственную политику, поскольку трудовой народ нас не понимает и отвергает. Общаясь сегодня с рабочими, руководителями предприятий, я бы мог сказать то же самое Александру Лукашенко. И добавил бы, что сегодня они высказываются в адрес действующей власти куда более зло и остро, чем 25 лет назад – бумерангом возвращается многолетнее унижение и оскорбление человеческого достоинства рабочих и руководителей, их бесправие, чего не было на закате Союза.
 
   Поскольку и тогдашняя, и нынешняя власть не способны что-либо менять, то возьму на себя смелость сказать  – как в апреле 1991 года людей вывели на улицы не Быков, не Антончик, не Соболь, не Позняк, так и сегодня их выведут не Ярошук, не Бухвостов, не Федынич, не Статкевич. Как и четверть века назад, так и сейчас их выведет на улицу своей бездарной политикой и неспособностью эффективно управлять власть. И никак иначе. Можно не сомневаться, что появятся при этом новые яркие лидеры, способные повести за собой рабочих.
 
-- Ваш, так сказать, коллега по профсоюзной линии председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда недавно получил орден Почета. Вы заметили какие-то особые успехи Орды в должности профсоюзного босса?

 
  -- В Фейсбуке по этому поводу я написал – если Орду за полтора года пребывания на посту председателя ФПБ наградили орденом Почета, то меня с моим многолетним стажем профсоюзного деятеля ожидает, вероятно, звание Героя Беларуси. Но если всерьез, то ничего лучшего для дискредитации руководства ФПБ, а заодно – и себя, не мог придумать Лукашенко в разгар острого социально-экономического кризиса. Спасибо ему за это, своими неадекватными действиями он и здесь внес вклад в формирование недовольства и социальной напряженности среди рабочих.
 
  Ведь не секрет, что руководство ФПБ наградили за усердие  в деле защиты власти от рабочих. Когда все должно быть наоборот – ФПБ должна защищать рабочих от власти, от государства, от бесчеловечной эксплуатации, которая обрекает их самих и их семьи на нищету, жалкое существование и бесправие. Но за это у нас не награждают, поэтому боюсь, что моим мечтам о Золотой Звезде Героя едва ли суждено сбыться.
 
  Принципы важнее денег
 
-- Люди старшего поколения, которые жили при Советском Союзе, про нынешнюю экономическую ситуацию говорят примерно так: «У нас никогда не было особого достатка. Мы жили мечтой о минимуме». И если некоторые с трудом представляют, как можно свести концы с концами на четыре миллиона рублей, то другие умудряются с этой суммы еще и откладывать что-то. Вам не кажется, что пока у нас есть такие люди, социальный взрыв нам точно не грозит?
 
   --Социальные взрывы организуют не бедные и нищие, а люди, привыкшие иметь определенный уровень достатка и его потерявшие. Белорусские трудящиеся в значительной степени соответствуют этому критерию. 20 лет проедания оставшегося советского экономического потенциала в совокупности с паразитированием на российских субсидиях, достигавших ежегодно 10 млрд долларов, сформировали сравнительно высокий уровень доходов белорусов. К сегодняшнему дню уже полностью доедено советское наследие и существенно урезана российская пайка, а взамен властью ничего не создано. Столь болезненное падение доходов людей, которое своего пика отнюдь не достигло, на фоне неадекватных действий власти, вполне способно повлечь за собой любые последствия, в том числе и социальный взрыв.
 
   -- Вы сами сегодня ужимаетесь или доходы позволяют жить на широкую ногу?
 
   -- Где вы видели рабочего лидера, способного заявить, что в пору экономического кризиса он живет на широкую ногу, даже если он с этой широкой ноги и поднимается? Я не бедствую и не могу сказать, что мое положение столь же драматично, как и положение десятков тысяч соотечественников, не сводящих концы с концами. Но мне всегда претило стремление к роскошной жизни, мне противны любые барские привычки, и я могу спокойно рассуждать на эту тему,
 поскольку мои принципы и ценности, мой образ жизни известны достаточно большому числу людей в нашей стране.
 
  -- Сколько обычно тратите за один поход в магазин, если необходимо купить продукты на неделю?

 
   Обычно раз в неделю я хожу в Евроопт и делаю закупку продуктов на неделю на сумму 600-700 тысяч.
 
   -- Прошу прощения за бестактный вопрос: какая у вас пенсия?
 
  -- Моя пенсия, как работающего пенсионера, составляет 3 млн 18 тысяч рублей. Если я перестану работать и получать зарплату как председатель БКДП, то могу получать пенсию госслужащего, она примерно в два раза выше. Дойдет ли до этого, сказать не могу, от нынешнего государства мне не хочется что-либо иметь даже в том случае, если это мною заработано.
 
  -- Не так давно отставники высокого ранга Александр Радьков и Надежда Ермакова учили народ жить с умом: мол, прохудилось постельное белье – не стоит бежать в магазин, ведь из двух старых простыней можно легко сделать одну новую, можно перешить старое платье и так далее. Вы прислушиваетесь к подобным советам? Есть в них что-то разумное?
 
  Вы можете представить, чтобы такие советы давали народу Михаил Чигирь, Станислав Богданкевич, покойный Василий Леонов, ушедшие с власти, в том числе, по причине морально- нравственной с ней несовместимости? Нет, конечно. А здесь перед нами классический пример нищеты - не физической, а духовной. К сожалению, нынешняя власть являет собой пример морально-нравственной ущербности, нищеты духа. А духовная нищета у властей предержащих неизбежно трансформируется в физическую нищету граждан, тех, кому выпало несчастье жить в стране с такими руководителями.
 
  Пребывая у власти, они никогда не смогут сделать жизнь людей достойной и процветающей. Но неизбежно приведут народ к ценностям и стандартам пресловутой чарки и шкварки, перешивания прохудившихся простыней и обветшавших платьев. Однако хорошо, что представители власти эти заявления делают – становится сразу видно, какое убожество управляет страной.
 
  -- В конце января Совет Министров принял очень важный документ -- Государственную программу о социальной защите и содействию занятости населения на 2016-- 2020 годы. Вы с ним уже ознакомились, можете прокомментировать?
 
  -- Не ознакомился и не могу прокомментировать по той простой причине, что этот документ, не успев появиться, был тут же засекречен. Если это мудрость государственного управления, то что тогда можно назвать идиотизмом?
 
  Теперь представьте: приезжает на МАЗ премьер-министр Кобяков, рабочие с тревогой ему говорят – у нас идут массовые сокращения рабочих мест, что нам делать, где искать работу? Кобяков отвечает – ничего не скажу, это государственная тайна. Насколько я могу судить, программа и засекречена потому, что столь же пуста, как государственная казна, не содержит ничего, кроме общих призывов типа «усилить», «потребовать», «повысить» и взятых с потолка абстрактных цифр и заданий, вытекающих из сути обветшавших догм командно – административной системы управления.
 
   -- Многие прогнозируют, что ближайшие год-два будут нелегкими. У вас есть конкретный антикризисный план, который помог бы выровнять ситуацию?
 
  -- Прежде всего, важно понимать, что речь идет не просто об экономическом, а о системном кризисе, который поразил все сферы жизни страны. А выход из системного кризиса не может быть простым и легким. Поэтому нас ожидают тяжелые не только ближайшие год или два, а гораздо более продолжительный период. Естественно, если к тому времени эта власть не уйдет. И не просто тяжелые, а тяжелейшие, если она останется.
 
   А выход из системного кризиса требует коренной модернизации всей страны и включает в себя весь комплекс полномасштабных политических и экономических реформ. Нынешние архаичные политическая и экономическая система полностью выработали свой ресурс и заблокировали возможность всякого развития страны. Необходим немедленный слом монополизма, создание здоровой конкурентной среды как на политическом поле, так и в экономике. Должны сниматься многочисленные и абсурдные препятствия для развития бизнеса, в том числе малого и среднего, создаваться условия для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, повышения доходов людей, их зарплат и пенсий.
 
   Другими словами, надо делать все ровно наоборот тому, что сегодня делает нынешний режим. И только тогда можно рассчитывать на изменение ситуации, появление света в конце тоннеля и рождение новой, обновленной, современной, цивилизованной, европейской, конкурентоспособной Беларуси, способной смело шагать в будущее.
 
   -- Чиновники уже начали готовиться к парламентским выборам. На ваш взгляд, есть ли смысл в этой выборной кампании участвовать оппозиции?
 
  -- Нужно делать то, что способствует переменам. Я с уважением отношусь к мнению тех, кто говорит, что надо участвовать в любых политических кампаниях, поскольку, если ты отсутствуешь, то не влияешь на людей и на общественно-политические процессы в стране. Если бы у меня не было иного занятия, то, возможно, и я бы повторял эти мантры,  поскольку, с точки зрения политологии, это, вероятно, выглядит правильно, но к переменам в Беларуси не имеет никакого отношения. Потому что созданную политическую систему невозможно видоизменить или улучшить изнутри, тем более путем выборов.
 
  Перемены и смена власти в  стране произойдут не на политическом поле – для меня это также абсолютно понятно, как и бесспорно. Поэтому я не проявлял и не собираюсь проявлять какого – либо интереса к грядущим парламентским выборам, а стремлюсь находиться в тех местах и присутствовать в тех сценариях, которые могут реально привести к результату.
 



11.04.2016




   |   версия для печати


ТОП НОВОСТИ

   Все новости »


Б Л О Г
АЛЕКСАНДРА
ЯРОШУКА
Личное мнение профсоюзного лидера
Читать блог »
Блог Александра Ярошука


Всемирный день борьбы за достойный труд









Белорусский независимый профсоюз (БНП)
Свободный профсоюз - Полоцк
Свободный профсоюз металлистов
Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
Mojazarplata.by








Белорусский независимый профсоюз (БНП) Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ)




Главная  |  Визитная карточка БКДП  |  Архив новостей  |  Фотоархив   |    Контакты

Все права защищены. При перепечатке материалов, активная ссылка на сайт обязательна.
© 2002-2020 | Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (АП БКДП) | bkdp.org
  Республика Беларусь, г.Минск,
ул.Серафимовича, 11, ком. 405а
E-mail:
Т.ф. +375 (17) 318-31-99

CMS Status-X