>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Ассоциация профсоюзов
БЕЛОРУССКИЙ КОНГРЕСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ


>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ)
Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
>БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)

БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)
   


ШАГ К КОНСОЛИДАЦИИ



Независимые профсоюзы Беларуси объединяются не для политиканства, а для защиты прав трудящихся, появления в Беларуси демократической власти, пишет на страницах газеты «Народная воля» в рубрике «Открытым текстом» лидер БКДП Александр Ярошук.


Независимые профсоюзы Беларуси объединяются не для политиканства, а для защиты прав трудящихся, появления в Беларуси демократической власти.

В состав Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) недавно влился Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП). Это войдет в историю независимого профсоюзного движения как серьезный шаг к консолидации трудящихся, стоящих на демократических позициях.

Процесс объединения отнюдь не был простым и легким. Во-первых, объединялись две организации, идеология которых имела существенные различия. Профсоюзы, создававшие БКДП: Белорусский независимый профсоюз (БНП), Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) и Свободный профсоюз металлистов (СПМ) — возникли на рубеже 80—90-х годов прошлого века на волне стачек и забастовок, мощного развития рабочего движения Беларуси. Они не только стали альтернативой традиционным профсоюзам ФПБ, но и последовательно осуществляли политику отрицания возможности сотрудничества с ними.

В свою очередь в составе ФПБ в 90-е годы заявили о себе как о демократических организациях Белорусский профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) и Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП). В качестве стратегии они избрали, в отличие от профсоюзов БКДП, путь постепенной эволюции, реформирования. Отметим, что отношение профсоюзов АСМ и РЭП к свободным и независимым профсоюзам также не было образцом лояльности.

Вышеназванные причины сформировали отчуждение и недоверие между двумя фрагментами независимого профсоюзного движения страны и их активом. И даже после фактического разгрома профсоюзов АСМ и РЭП, учиненного властью в 2003 году, понадобилось целых шесть лет для его преодоления.

Все эти годы фактически не прерывался процесс, имевший своей целью объединение БКДП и профсоюза РЭП(АМ), возникшего в результате слияния остатков профсоюзов АСМ и РЭП. С обеих сторон он потребовал немало усилий, терпения, готовности к компромиссу. При этом никто не поставил под сомнение наши общие ценности — приверженность идеалам независимого профсоюзного движения и демократии.

Так же, как и наличие общего вызова. Мы понимали, что демократическая природа независимых профсоюзов и тоталитарный характер политической системы страны находятся в непримиримом противоречии. Следовательно, мотивация к нахождению общего существенно превышала потенциал различий. И вопрос объединения являлся лишь вопросом времени, необходимого для того, чтобы разобраться с проблемами организаций и людей, долгие годы действовавших автономно и сформировавших свой взгляд на природу независимого профсоюзного движения.

Что выиграли независимые профсоюзы в результате объединения?

Суммарная их численность достигла 10 тысяч человек. В условиях современной Беларуси для оппозиционной организации это немалая цифра. Она — свидетельство серьезного потенциала БКДП. Но произошло не только увеличение численности организации. Реальной стала задача выработки единой стратегии и тактики деятельности независимого профсоюзного движения.

Вступление профсоюза РЭП в БКДП позитивно воспринято членами обеих организаций. С энтузиазмом встречена новость об объединении также в Международной конфедерации профсоюзов (МКП), членом которой является БКДП, и в Международной федерации металлистов (МФМ), куда входит профсоюз РЭП. Как результат, уже 16 декабря исполком МФМ принял решение о приеме в свои ряды Свободного профсоюза металлистов (СПМ). Добавлю, что еще один субъект БКДП — Белорусский независимый профсоюз (БНП) является членом Международной федерации химиков (ICEM).

Актив, рядовые члены профсоюзов БКДП рассчитывают, что наш пример не останется незамеченным и получит отклик в демократических организациях страны. Не нам давать оценки тому, что наблюдается сегодня в ряде политических партий и движений. Чтобы знать подоплеку бесконечной череды дроблений и разъединений, нужно знать их внутреннюю ситуацию. Здесь почти как у Толстого: все успешные организации похожи одна на одну, всякая кризисная — проблемна по-своему.

К тому же речь идет об организациях, которые живут по демократическим законам и правилам. В отличие от политической системы страны, смысл существования которой сводится к беспрекословному подчинению всех субъектов политической и общественной жизни действующему режиму.

Вспоминаю в связи с этим забавную историю, поведанную коллегами из Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП). Эта организация, являясь правопреемницей ВЦСПС, объединяет традиционные профсоюзы стран СНГ, в число которых входит и ФПБ. Коллеги из ВКП рассказали мне недавно, как даже их буквально вверг в ступор лидер ФПБ Л.Козик. Он вполне искренне выражал негодование позицией Международной организации труда (МОТ). Дескать, что за безобразие, почему МОТ не даст команду всем международным профсоюзным центрам объединиться.

Для Козика, как типичного представителя правящей белорусской номенклатуры, в плане объединения вс так же просто и ясно, как и для армейского полковника из известного анекдота, который недоумевал, почему гражданские, среди которых есть вполне приличные люди, не ходят строем.

Не следует уподобляться ни лидеру ФПБ, ни армейскому полковнику, навязывая белорусскому демократическому сообществу командно-административные порядки. Но находить оправдание негативным процессам, захлестнувшим в последнее время оппозицию, ссылками на демократичность организаций тоже неправильно. К демократии эти процессы имеют весьма отдаленное отношение.

Можно найти десять убедительных поводов, чтобы поделить организации еще и еще раз. Но каждый из них в отдельности и все они вместе взятые не стоят десятой доли губительных последствий от разобщенности, отсутствия консолидации демократических сил на одном из самых ответственных этапов новейшей истории страны.

Кому интересны идеологические различия, выяснению которых с таким увлечением предаются в отдельных оппозиционных структурах, когда и у правых, и у левых зачастую верх берет одна идеология, идеология анархизма: что хочу, то и ворочу. Кому нужны схоластические споры о векторе политических предпочтений для Беларуси, куда ей двигаться, на Запад или Восток, в сторону Европейского Союза или России? Вы сначала возьмите власть, и затем в условиях демократической Беларуси демократично решайте вопрос геополитического выбора для страны. А взять власть или хотя бы получить реальные шансы на это можно только в одном-единственном случае — объединившись.

Поэтому все сегодняшние политические схватки, дебаты и дискуссии, дробление старых оппозиционных блоков и создание новых выглядят не более чем буря в стакане воды. Какое отношение имеют они к вопросу о смене власти в Беларуси? Никакого. Более того, они создают реальные предпосылки, чтобы и в 2011-м, и в 2016 годах этого не случилось. Поскольку все, о чем может мечтать режим, — это видеть в лагере оппозиции как можно больше разобщенности, что приведет к выдвижению большого числа кандидатов в президенты. С нулевыми шансами на успех каждого из них в условиях бессмысленной конкуренции друг с другом…

Приходится с озабоченностью констатировать, что политический процесс в оппозиции все больше и больше перерождается в политическую тусовку, превращается в политический бизнес, при котором демократические организации и их активисты становятся товаром.

Независимые профсоюзы чувствуют это на себе. И не только потому, что многие их члены являются одновременно и членами различных политических партий. Весьма многочисленная и дееспособная организация является лакомым куском для отдельных политических авантюристов. И их притязания мы ощущаем постоянно. Наблюдается картина, схожая с известной рекламой стирального порошка "Тайд": "Вы еще сохранили организацию? Тогда мы идем к вам!"

В последние годы БКДП подверг определенной корректировке свою стратегию. Раньше деятельность независимых профсоюзов отличалась чрезмерной политизацией, они воспринимались в роли инструмента оппозиционных политических сил. Мы приняли решение сконцентрировать свои усилия на сфере социально-экономической политики. Во-первых, потому что это сфера наших приоритетов, прописанная в Конституции и законах страны, уставах наших организаций. Во-вторых, социально-экономическая сфера наиболее чувствительная для режима и наиболее перспективная для организации, поскольку затрагивает интересы трудящихся, всех граждан страны.

Решение оправдало себя. БКДП смог позиционировать себя в качестве реальной силы, с которой власть вынуждена считаться. Но, похоже, изменение нашей стратегии не все в оппозиции смогли или захотели оценить. Зазвучали обвинения в том, что организация уклоняется от борьбы с режимом.

Приходилось даже слышать, что БКДП не хочет взять на себя роль легендарной польской "Солидарности". Стоит ли разъяснять, что для исполнения миссии "Солидарности" БКДП надо зачистить сначала все оппозиционное политическое поле страны или выстроить партии под себя? Как известно, перед "Солидарностью" в Польше начала 80-х такая проблема попросту не стояла.

Вульгарному участию в политическом процессе, бессмысленной борьбе на оппозиционном поле БКДП предпочел практические дела. При этом, являясь демократической организацией, БКДП неизменно подчеркивает свою заинтересованность в демократических переменах в стране. Мы приветствуем участие наших членов в деятельности самых разных политических и общественных организаций и объединений, в различных политических кампаниях.

По этой причине в БКДП не оставят без внимания выборы в местные советы. Однако эта кампания не рассматривается нами в качестве приоритета, поскольку очередная попытка хождения во власть для наших представителей скорее всего будет похожа на все предыдущие. С тем же самым малоутешительным результатом. Ничто пока не указывает, что может быть по-другому.

Если все останется как есть, то в БКДП не видят большого смысла проявлять чрезмерный интерес и к выборам президента в 2011 году. Очевидно, что власть не собирается принципиально менять правила игры в этой важнейшей кампании. Следовательно, можно прогнозировать, что выборов как таковых в очередной раз не будет.

Более того, внутренние разборки в оппозиции вообще грозят грядущую президентскую кампанию превратить в триумф действующей власти. И только объединение оппозиции, выдвижение единого кандидата от широкой демократической коалиции может сделать участие в президентских выборах оправданным.

В этом случае усилится интерес к кампании со стороны Европейского Союза, США, России. Усиление интереса повлечет за собой дополнительное давление на белорусскую власть с целью понудить провести выборы более справедливо и прозрачно.

Появление единого кандидата станет мощным консолидирующим и стимулирующим фактором для сторонников перемен в стране.

И наконец, определение единого даст возможность решить важнейшую проблему привлечения ресурсов, способных обеспечить полноценное проведение кампании и обеспечить победу демократических сил.

Во всех остальных случаях можно говорить о тренировочном характере президентской гонки и спортивном интересе кандидатов от оппозиции. Они, впрочем, уже сегодня не скрывают, что намерены действовать по известному олимпийскому принципу: главное — не побеждать, главное — участвовать. Для них, возможно, этот принцип и годится. Но стоит ли с ним соглашаться тем, кто заинтересован в переменах и не желает мириться с вырождением оппозиции, превращением политического процесса в фарс?

Если лидеры оппозиции не преодолеют внутренних разногласий, не поднимутся над своими амбициями и не объединятся, демократическое сообщество в канун выборов президента окажется перед лицом полномасштабной политической катастрофы. У англичан на сей счет есть пословица: "Страшно не проиграть, страшно выглядеть при этом глупым". По какому поводу на туманном Альбионе сложили ее, нам не известно. Но мало приходится сомневаться в том, что пословица эта имеет прямое отношение к нашей сегодняшней ситуации.

У БКДП не возникает желания дискредитировать себя поддержкой политического авантюризма и конкретных его носителей. При любом развитии политического процесса в стране наши цели остаются неизменными: всеми доступными средствами отстаивать права трудящихся. Неизменной остается наша принципиальная позиция — торговые преференции ЕС, которые Беларусь потеряла 2,5 года назад, могут вернуться в страну не ранее, чем будут устранены все нарушения прав профсоюзов, выполнены в полном объеме рекомендации МОТ.

Нашу позицию разделяют и поддерживают в международном профсоюзном движении. И Международная конфедерация профсоюзов (МКП), и Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП), и Глобальные федерации профсоюзов (ГФП), и национальные профцентры разных стран никак не отреагировали на изменившуюся политическую конъюнктуру в отношениях между ЕС и Беларусью. Они не подвергли корректировке свою политику в отношении белорусских профсоюзов, признавая БКДП единственным субъектом профсоюзного движения страны.

Независимое профсоюзное движение Беларуси, объединившись на финише прошлого года, готово встретиться с новыми угрозами и вызовами времени. А их, учитывая последствия для трудящихся страны экономического кризиса, которые проявляются все острее, будет в наступившем году немало.

Александр ЯРОШУК, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов.

Ярошук Александр Ильич родился 16 ноября 1951 года в д.Внучки Каменецкого района Брестской области. В 1974 году окончил Курский сельскохозяйственный институт, в 1987-м — Минскую высшую партийную школу. Служил в рядах Советской Армии. Работал на различных должностях в колхозах и совхозах Каменецкого и Жабинковского районов Брестской области. С 1982 года — на партийной работе. Работал заведующим сельскохозяйственным отделом Жабинковского райкома КПБ, инструктором Брестского обкома КПБ и ЦК КПБ, первым секретарем Клецкого райкома КПБ и заведующим отделом аграрной политики ЦК КПБ. С 1991 года работал начальником управления внешних экономических связей Минсельхозпрода, с 1996-го — первым заместителем председателя Минского облисполкома. С 1999 года — на профсоюзной работе. Возглавлял Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса. С 2002 года является председателем Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП).




05.02.2010




   |   версия для печати


ТОП НОВОСТИ

   Все новости »


Б Л О Г
АЛЕКСАНДРА
ЯРОШУКА
Личное мнение профсоюзного лидера
Читать блог »
Блог Александра Ярошука


Всемирный день борьбы за достойный труд









Белорусский независимый профсоюз (БНП)
Свободный профсоюз - Полоцк
Свободный профсоюз металлистов
Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
Mojazarplata.by








Белорусский независимый профсоюз (БНП) Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ)




Главная  |  Визитная карточка БКДП  |  Архив новостей  |  Фотоархив   |    Контакты

Все права защищены. При перепечатке материалов, активная ссылка на сайт обязательна.
© 2002-2020 | Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (АП БКДП) | bkdp.org
  Республика Беларусь, г.Минск,
ул.Серафимовича, 11, ком. 405а
E-mail:
Т.ф. +375 (17) 318-31-99

CMS Status-X