>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Ассоциация профсоюзов
БЕЛОРУССКИЙ КОНГРЕСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ


>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ)
Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
>БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)

БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)
   


АЛЕКСАНДР ЯРОШУК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БЕЛОРУССКОГО КОНГРЕССА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ: ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ



Что такое профсоюзы?

Кто бы спорил: нынешние возможности защиты прав трудящихся самими трудящимися в Беларуси сведены к минимуму. Тем более, что характер власти исключает это. Точнее, власть бесцеремонно присвоила себе не только право за шиворот тащить народ к какому-то, только ей известному, счастью, но и право это право защищать от самого народа, пишет газета «Товарищ».


Я хочу напомнить как, примерно, два с половиной года назад на съезде ФПБ в сентябре 2005 года Александр Лукашенко, выступая перед делегатами, так прямо и сказал: вы забудьте даже этот термин — защита прав трудящихся; в стране права трудящихся защищает один человек — всенародно избранный президент; ваше дело — заботиться о порядке на производстве, охране труда, борьбе с нарушениями трудовой дисциплины, с пьянством, организовывать соревнование. Таким образом, профсоюзам и тем организациям, которые так себя называют, было указано их место. Была определена их роль — роль буфера между трудовыми коллективами и властью. Совсем как в старые, добрые советские времена.

Но в советские времена была иная политическая система, никто даже не заикался о демократии, открытом обществе… А то, что сегодня оглашается высшей властью, вообще ни в какие ворота не лезет. И если мы говорим, что живем в открытом обществе, что на нас распространяются те же законы, которые действуют в международном сообществе, что у нас открытая экономика… Это изначально предполагает, что у нас должны функционировать и те же институты. Интересы правительства, власти, с одной стороны, интересы нанимателей, с другой, и интересы трудящихся, с третьей. Все они не совпадают и совпадать в принципе не могут! А там, где такое совпадение декларируется, речь идет о тоталитарной политической системе.

Ведь что такое профсоюзы? Это общественные организации. Еще раз подчеркиваю — общественные организации, которые создаются не сверху, а снизу. И создаются не для того, чтобы организовывать для себя самих соревнование. И не для того, чтобы укреплять дисциплину и порядок. Все это исключительно задачи нанимателя.

А если мы работаем и видим, что нам недоплачивают зарплату, что мы можем получить травму, то, по Конституции, мы можем прибегнуть к такому методу, как создание общественной организации на производстве, которая называется профессиональный союз. И именно он должен спросить: а смог ли ты, наниматель, организовать производство так, чтобы людям работалось эффективно, с высоким уровнем заработной платы и без угрозы для здоровья?

У нас же все перевернуто с ног на голову. И тогда на уровне высшего руководства декларируются совершенно дикие вещи о том, что власть — единственный защитник прав трудящихся! Тогда официальная Федерация профсоюзов Беларуси, которая объединяет 99 процентов работающих, обслуживает исключительно интересы власти, подконтрольна системе власти…

Тогда, между прочим, говорить о реальных возможностях защищать права трудящихся, практически, невозможно.

Борьба дает новые возможности

Неудивительно, что все последние годы ситуация с правами профсоюзов, с правами трудящихся является предметом особого внимания международных институтов. Прежде всего, Международной организации труда. И за время с 2001 года, когда ряд белорусских профсоюзов обратились с жалобой о нарушениях прав профсоюзов в Беларуси, не было ни одного года, чтобы Беларусь не рассматривали на ежегодных конференциях МОТ как страну, где злостно и цинично нарушаются права профсоюзов и, следовательно, права трудящихся.

За это время нашу страну 5 раз вносили в спецпараграф МОТ. Это мировой рекорд — в последние десятилетия никто такой сомнительной чести не удостаивался.

В 2004 году была назначена комиссия МОТ, которая состояла из авторитетных международных юристов, и было выдвинуто 12 рекомендаций правительству Беларуси, которые предлагалось исполнить еще к 1 июня 2005 года. Но они, естественно, не только не были исполнены, никто даже и не пытался предпринять хоть какие-то шаги в этом направлении. Все закончилось печально. Беларусь, за нарушение прав профсоюзов, была лишена торговых преференций.

Мы повторили бесславный путь Бирмы, где уже многие годы правит военная хунта. Беларусь стала второй в мировой практике страной, применительно к которой были приняты такие жесткие решения.

И, как ни странно, именно в связи со всеми этими событиями появились новые возможности в нашей работе. У нас сегодня поле деятельности, возможности для маневра, жизненное пространство стали гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Угроза потери преференций, угроза новых, более жестких шагов со стороны МОТ, новых действий по ужесточению санкций заставили правительство сделать некоторые уступки. И у нас, повторим, появились новые возможности не только фиксировать нарушения прав трудящихся, но и принимать конкретные меры.

Например, речь идет о восстановлении БКДП в cоставе Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Это тот орган, где на национальном уровне осуществляется, так называемый, трипартизм. Это когда правительство, объединения нанимателей и объединения трудящихся в виде профсоюзов садятся за один стол и ведут дискуссию о насущных проблемах социального партнерства.

Конечно, не нужно преувеличивать значения Национального совета в стране, где даже правительство ничего не значит по сравнению с волей одного человека. Мы понимаем, что социальное партнерство на национальном уровне является просто декорацией. Судите сами:

– правительство есть государственный орган;

– объединение нанимателей в стране, где 90 процентов экономики огосударствлено, а 10 оставшихся государству абсолютно подконтрольны — по сути, тоже государственные структуры;

– профсоюзы ФПБ — уже пять с лишним лет, по сути, государственная структура…

О каком социальном партнерстве может идти речь? Кстати, в Национальном совете 33 места. БКДП имеет только одно и, значит, один голос против 32‑х государственных! Можно обладать какими угодно талантами, но переиграть в одиночку 32 партнера не удастся.

И тем не менее, работа в Национальном совете очень важна — сам факт того, что нас оттуда вытолкнули, но мы вернулись вопреки желанию власти, говорит о многом. И ничего, что физиономии целого ряда членов Совета становятся кислыми, когда приходишь на его заседания. Тем более, что большинство из них четко понимают ненормальность ситуации в стране. Я не раз был свидетелем того, как нас поддерживали люди из ФПБ. Правда, как правило, руководители профкомов предприятий.

Хорошо помню, как однажды председатель профкома Жодинского БеЛАЗа заявил: наши рабочие смеются над вашей статистикой, над вашими показателями инфляции…

Не надо демонизировать власть

То есть, работать в такого рода органе необходимо и полезно. Я считал и считаю, что одна из главных проблем для оппозиции в том, что нас все больше и больше стараются превратить в диссидентов в своей собственной стране. Ведь что происходит на выборах? Все неизменно заканчивается полной победой власти. Уж правильная она или нет — вопрос другой. Но, участвуя в выборах, мы легитимизируем власть — она именно этого от нас добивается. Поэтому те, кто видят предназначение политика во вспышках активности от выборов до выборов, заведомо работают на власть.

Но в нашем случае, в результате немалых усилий, мы заставили власть считаться с собой. А заставить власть считаться с собой — это, по сути, и есть новые возможности как для профсоюзов, так и для политических партий.

Впрочем, я не собираюсь преувеличивать достигнутое. Но подчеркиваю, мы участвуем в официальном процессе управления страной — это дорогого стоит!

Мы сегодня более активно участвуем в социальном партнерстве на отраслевом уровне, на уровне предприятий. Один наш субъект, Белорусский независимый профсоюз, принял участие в заключении отраслевого тарифного соглашения. Еще один наш субъект, Профсоюз металлистов, подал заявку на вступление в Международную федерацию металлистов. Это значительно усилит наши возможности участвовать в переговорах и быть субъектом отраслевого тарифного соглашения.

В прошлом году на уровне предприятий мы имели 10 коллективных договоров, заключенных нашими структурами. В этом году уже заключено двенадцать и тринадцатое намечается. Это при том, что на местах делается все, чтобы не признавать наши организации.

Мы не питаем никаких иллюзий по поводу того, что этот процесс будет идти гладко. Потому что природа независимых профсоюзов совершенно несовместима с природой авторитарной власти. Но вместе с тем, мы считаем, что есть необходимость и даже возможность бороться за свои права. В конечном счете, есть возможность открывать новые возможности.




03.05.2008




   |   версия для печати


ТОП НОВОСТИ

   Все новости »


Б Л О Г
АЛЕКСАНДРА
ЯРОШУКА
Личное мнение профсоюзного лидера
Читать блог »
Блог Александра Ярошука


Всемирный день борьбы за достойный труд









Белорусский независимый профсоюз (БНП)
Свободный профсоюз - Полоцк
Свободный профсоюз металлистов
Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
Mojazarplata.by








Белорусский независимый профсоюз (БНП) Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ)




Главная  |  Визитная карточка БКДП  |  Архив новостей  |  Фотоархив   |    Контакты

Все права защищены. При перепечатке материалов, активная ссылка на сайт обязательна.
© 2002-2020 | Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (АП БКДП) | bkdp.org
  Республика Беларусь, г.Минск,
ул.Серафимовича, 11, ком. 405а
E-mail:
Т.ф. +375 (17) 318-31-99

CMS Status-X