>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Ассоциация профсоюзов
БЕЛОРУССКИЙ КОНГРЕСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗОВ


>Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов (БКДП)
Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ)
Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
>БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)

БКДП-ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ (МКП)
   


СЕРГЕЙ АНТУСЕВИЧ: РАЗ ПРОФСОЗ ЖИВЕТ, ЗНАЧИТ, ОН НУЖЕН ЛЮДЯМ



Среди независимых профсоюзов есть организации с очень разной судьбой. Есть большие и успешные, у которых даже в нынешнее нелегкое время получается заниматься только профсоюзной работой — вести коллективные переговоры, добиваться лучших условий для своих работников. А есть те, которым приходится все время находиться на линии огня. И бороться, чтобы выжить. В самом прямом смысле этого слова. Первичная организация Белорусского Независимого профсоюза (БНП) готовится к очередному отчетно-выборному собранию. Её председатель Сергей Антусевич рассказал «Салiдарнасцi» (www.gazetaby.com), как идут дела на передовой.


— Сергей, позади четыре года. Что первое приходит на ум, когда спрашивают — какой это был период?
— Можно сказать, что весь все эти годы нам пришлось доказывать право на существование организации.
Когда началось массированное давление, некоторые люди говорили, что организация не доживет ни до каких юбилеев. Однако жизнь доказала обратное.
В 2006-ом мы отпраздновали 15-летие нашей первички. Хотя администрация попыталась и здесь ставить нам палки в колеса. Нашей организации было отказано даже в помещении для проведения торжественного собрания! А ведь это право мы имеем согласно колдоговору. Я не говорю уже о чисто человеческой составляющей… Ведь, члены нашего профсоюза такие же работники «Гродно Азота», как и все остальные. Многие из них отдали предприятию большую часть своей жизни.
До сих пор помню эти неприятные ощущения. Это был ноябрь, уже смеркалось. Когда мы пришли к зданию, где собирались всего-то провести торжественное собрание по случаю юбилея, то увидели, что оно оцеплено. Администрация подослала еще и съемочную группу местного телевидения. Как будто мы бандиты какие-то. До сих пор осадок остался. Хотя собрание мы тогда все-таки провели. И люди помнят это.
Конечно, мы много людей потеряли за этот период. Жесточайшее давление было — 750 человек ушло из профсоюза.
Но мы смогли сохранить все атрибуты организации — юридическую помощь, коллективные переговоры, офис, наконец. Но было тяжело. Когда человеку на выбор предлагают — профсоюз или работа, сложно сделать выбор в пользу организации. Особенно, когда власти страны потворствуют такому поведению нанимателей.
Но я уверен, что те люди, которые ушли из профсоюза, не стали мыслить иначе, не перестали волноваться за судьбу предприятия, страны. И я верю, что придет время, и они обязательно вернутся.
— Ты успел почувствовать какие-то перемены после проведения семинара Международной организации труда, на котором правительство даже выработало план устранения нарушений прав профсоюзов, с конкретными сроками?
— Семинар вселил бы оптимизм, если бы мы от нашего нанимателя услышали, хотя бы декларативно, что да, мол, нарушения были, признаем, но давайте забудем, что было. И начнем с чистого листа. Пока даже намеков таких нет. Две недели прошло после семинара, никаких изменений. Как давили на людей, так и продолжают давить по сей день.
Конечно, морально мы чувствуем себя лучше, чем перед семинаром. Правительство признало нарушения, признало, что изменения должны быть.
Но, тем не менее, факты говорят об обратном. Сразу же после семинара, 22 января, мы получили от администрации письмо с просьбой погасить задолженность по арендной плате — 1885 евро.
Мы не признаем этой суммы. Мы регулярно платили по договору аренды, подписанному до повышения тарифов. Сам факт повышения мы оценили как дискриминацию. И выразили свое несогласие. Администрация угрожала нам хозяйственным судом, понуждая подписать новый договор аренды. Мы были готовы идти в суд. Для нас важен был бы результат этого суда. Потому что он мог бы стать свидетельством того, что администрация не только «выдавливает» людей из независимых профсоюзов, но и прибегает к экономическим методам удушения организаций.
Мы сознательно выбрали путь открытой конфронтации, чтобы доказать, что принятая мера — явный факт дискриминации по профсоюзной принадлежности. Мы не подписали новый договор аренды, в котором арендная плата была увеличена в 10 раз, хотя многие наши коллеги на других предприятиях согласились с этим. Мы — нет. Нам нечего было терять. С одной стороны, новая арендная плата — сумма для нас просто не подъемная, с другой — почему мы должны соглашаться на дискриминационные условия и платить такие суммы за аренду в то время, когда профсоюзы Федерации арендуют помещения безвозмездно?
По этой проблеме было проведено множество встреч с нанимателем, велась активная переписка. Мы обратились за помощью к руководству нашей организации — БНП и к руководству БКДП. Они, со своей стороны, тоже обратились во все инстанции, включая Конституционный суд, Министерство труда и социальной защиты, Республиканскую комиссию по упорядочению использования административных зданий. БКДП поднимал этот вопрос на заседаниях Совета по трудовым и социальным вопросам.
Все эти усилия не пропали даром. В ноябре 2008 года министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик взял на себя решение этого вопроса, пообещав вернуть понижающий коэффициент. И слово свое сдержал.
Понижающий коэффициент вернули. Но наниматель сейчас требует вернуть задолженность по договору, который мы не подписывали и не признали.
— А как идет процесс социального партнерства на отдельно взятом предприятии «Гродно Азот»?
— Конечно, в таких жестких условиях активность людей снижается. Но рук мы не опускаем. Вот больше года боролись за подписание коллективного договора. В результате нам было предложено подписать дополнительное соглашение к уже действующему на предприятии колдоговору между нанимателем и официальным профсоюзом. Мы пошли на этот шаг, и теперь наши люди находятся под защитой этого колдоговора.
По нему много было разногласий, положений, которые нас не устраивали. Мы пытались уже после подписания как-то повлиять на администрацию, предлагали обсудить спорные вопросы, найти компромисс. Но все бесполезно. Это похоже на борьбу с ветряными мельницами. Они крутят свои жернова, и ничего вокруг не замечают.
В этом году заканчивается срок действия этого колдоговора. Мы обязательно проанализируем свой немалый опыт, имеющийся у нас в этом вопросе. Будем заранее готовиться, искать пути решения. И, надеюсь, придем к компромиссу.
Я остаюсь оптимистом. Организации уже 17-ый год пошел. Раз мы живем, значит, нужны людям. Значит, будем работать дальше.




03.02.2009




   |   версия для печати


ТОП НОВОСТИ

   Все новости »


Б Л О Г
АЛЕКСАНДРА
ЯРОШУКА
Личное мнение профсоюзного лидера
Читать блог »
Блог Александра Ярошука


Всемирный день борьбы за достойный труд









Белорусский независимый профсоюз (БНП)
Свободный профсоюз - Полоцк
Свободный профсоюз металлистов
Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)
Mojazarplata.by








Белорусский независимый профсоюз (БНП) Белорусский независимый профсоюз (БНП) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Свободный профсоюз металлистов (СПМ) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) Свободный профсоюз Белорусский (СПБ)




Главная  |  Визитная карточка БКДП  |  Архив новостей  |  Фотоархив   |    Контакты

Все права защищены. При перепечатке материалов, активная ссылка на сайт обязательна.
© 2002-2020 | Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» (АП БКДП) | bkdp.org
  Республика Беларусь, г.Минск,
ул.Серафимовича, 11, ком. 405а
E-mail:
Т.ф. +375 (17) 318-31-99

CMS Status-X